?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обнаружила, что так и не закинула эту статью в жж. Привожу здесь полный ее вариант, напечатанный в Свободной прессе про детские сады в ЮАР и России. Моих фотографий в публикации не было, но сюда чуть докинула из архивов)
Чем отличаются детские сады в России и ЮАР
Разница между системами детских учреждений в ЮАР и России существенная. Я, как мать, имею опыт вождения ребенка в детский сад как в России, так и в Южной Африке. Ситуацию с российскими садами еще представляю, будучи членом родительского комитета.
В РФ детские сады только с недавнего времени стали считаться частью «школы», т.е. частью именно системы образования. Но детский сад воспринимается как место, куда можно отдать ребенка, пока родители работают. Некоторые матери, которые не работают, не отдают в подобные заведения - зачем отдавать «чужим теткам» воспитывать ребенка?
В Южной Африке к этому относятся как к обязательной школе, без которой ребенку будет сложнее учиться дальше. Хотя в ЮАР довольно широко распространено домашнее обучение – дети самостоятельно, под присмотром родителей или репетиторов проходят школьную программу.
P1240127
В ЮАР такого понятия, как детский сад, не существует. Детей отдают в школу, и дальнейшее развитие ребенка идет уже по ступенчатой схеме – доначальная школа, начальная и т.д. Сад является звеном школы, а не подготовкой к ней. Поэтому они не используют термин kindergarten-детский сад, а используют school – школа.
Обычно «школа» до 12.15, а потом, дети остаются в так называемый after care - это уже собственно сад, за что надо отдельно платить. Там дети уже спят, кушают, гуляют. Обычно они находятся на одной территории, но формально это два разных места. В школе одни педагоги, а в «саду» другие - часто у них разные бухгалтерии. Выглядит это следующим образом – ребенок приходит, занимается, время заканчивается – его либо забирают родители-няньки-бабушки, либо он берет вещи и переходит в соседнее здание, где с ним уже сидит другой «воспитатель». Есть и такие сады, где всё объединено в одном помещении, а педагоги одни и те же – это как правило государственные.
Все сады платные, даже государственные. Есть, конечно, бесплатные, находящиеся в районах бедноты, где в основном черные, и работают волонтеры, но мы про них писать не будем. Есть и элитные, о них здесь тоже не будем.

Чтобы понять специфику этого общества, необходимо отметить, что ЮАР только в 1994 году отказался от Апартеида, т.е. системы, предписывающей сегрегированную жизнь по расовому признаку. До победы Нельсона Манделы на выборах черные не могли посещать те же учебные заведения, что и белые, как, впрочем, и цветные. Цветные – это потомки от привезенных рабов из Индонезии, Малайзии, Индии и др. еще в 17 веке. И путать их с черными и белыми нельзя. Они не черные, но они и не белые. Белые были привилегированной частью населения, которая занимала все административные должности и обладала всеми правами. После 1994 года ситуация поменялась. Черные, придя к власти, стали лоббировать свои интересы, таким образом, стали не просто полноценными членами общества, но и стали власть имущими, обладая подчас большими правами, чем белые и цветные. Появился класс новых богатых черных.
Но по-прежнему можно заметить, что чем дороже сад, тем меньше там черных и цветных детей. В бедных – одни черные. Хотя многое еще и зависит от престижности района.

Также надо понимать, что в Южной Африке 11 официальных языков – английский, африкаанс (язык буров, потомков первых колонистов – французов, португальцев, и в первую очередь голландцев), и 9 национальных языков – коса, зулу и др. Т.е. при выборе сада надо руководствоваться еще и языком, на котором будет проходить обучение. Большинство садов на английском, но есть и сады, где обучение только на африкаанс. Для некоторых цветных родным является африкаанс, и другого родного языка у них нет. С другой стороны, здесь много чисто английских семей, который африкаанс не знают.
Но основным и самым распространенным языком является английский. Хотя с ним тут тоже не все так просто. Когда мы отдавали ребенка в первый государственный сад, по незнанию и отсутствию опыта не обратили внимания на то, что педагоги там были черные. Обучение проходило на английском, но произношение и качество языка оставляло желать лучшего. Мы вынуждены были сменить сад. Это, конечно, не значит, что черные – плохие педагоги. Но с большей долей вероятности, они оказываются весьма посредственными специалистами. Поэтому в садах, где черные педагоги, белых почти не увидите. Почти все, кого мы здесь встречаем, однозначно говорят, что надо отдавать в «белые» сады, где, к слову, есть и черные, и цветные дети.
Очереди в сады здесь есть, если группы сильно переполнены. Но это очереди совершенно иные, чем в России. У нас, чтобы записать ребенка в сад, необходимо ребенка с рождения ставить на очередь – в Москве с недавнего времени это делают через интернет. Если это район, где нехватка дошкольных учреждений, есть шанс, что вообще не попадешь в бюджетный сад. Из-за этого процветает коррупция.

Здесь же ты приходишь лично в сад, говоришь, что хочешь, чтобы ребенок ходил к ним. Если у них есть место, можно приходить хоть завтра. Если же нет, ребенка записывают в так называемый лист ожидания. Когда мы записали дочку в этот лист, думали что это надолго, но мне позвонили уже через полторы недели и сказали приводить. Государственные сады здесь платные, опять же, я не говорю о садах нищих районах, коих здесь много, где работают специальные заведения с волонтерами, часто приезжающими из других стран – Англии, Австрии, Германии и др. для работы с детьми.

Дисциплина

Плохо ли это, или хорошо, но в Южной Африке нет рамок – хочешь ходить, ходи, приводи. Не хочешь – пропускай, все очень просто – деньги решают все. Дисциплины нет. Никто не грозит тебя выкинуть из списков. Есть тут конечно общие каникулы, праздники и т.п. Но это вообще не проблема.
Можешь опаздывать хоть на час, дело твое.
Дети могут спать днем, а если не хотят, не спят. У них и кроватей толком нет – матрасики стелют, или маленькие такие пластиковые кроватки с сетками (собирают потом в один большой стенд). Обычная картина – часть детей пытается заснуть, кто-то спит, в то время как другие сидят за столом и рисуют или просто тихонько играют в игрушки.
ага, именно на этих лотках дети днем спят
P5234511
Вспоминаю свое детство, когда я все время притворялась – ну не могла спать в тихий час - это была пытка. Заходила воспитатель, и на голову одеяло надевала, чтобы другим не мешала спать.

Другое отличие - здесь вообще не требуют никаких справок – ты приводишь ребенка, заполняешь анкету, где просто пишешь – есть ли заболевания, аллергии, или нет. Т.е. все со слов родителей. Многих в России бесит, что ребенок, чтобы попасть в детский сад, должен пройти полную медкомиссию. Это превращается в муку, растянувшуюся на несколько месяцев, когда ты вылавливаешь специалиста неделями, чтобы попасть к нему на прием. Прививки, решения, анализы. В ЮАР просто приводишь ребенка и все. Помимо медкарты, непосредственно за несколько дней до посещения сада, в России необходимо сдать анализы и пройти осмотр у врача. А справка действует только на 3 рабочих дня. Не успел – иди заново. Уехал в отпуск с ребенком на 3 недели, по приезду – иди с ребенком к врачу, и получай справку, что ребенок здоров и может контактировать с другими детьми. Здесь – в этом смысле вообще никакого контроля нет. Здесь даже нет никакой медсестры в саду.

Многие связывают такое отношение с тем, что медицина в Южной Африке очень дорогая, а мол, если с ребенком что-то не так, его и не возьмут. Если ребенок сильно болен – родители его не приведут в «школу». Я бы сказала, что подобное отношение скорее минус. Ведь есть заболевания, которые протекают бессимптомно, и их легко просто не увидеть тогда, когда можно что-то исправить. А бывает уже поздно.
Но, с другой стороны, здесь вообще к воспитанию детей другое отношение. Более легкое.

Этот батут любимое место в саду у Сергевны
P5173891

Придя в любой сад, вы увидите детей, снующих повсюду. Никто не гонит их сидеть обязательно там, ходить именно здесь. Все свободно. Многие из них, даже в холодную погоду бегают босиком. В ЮАР очень многие взрослые ходят прямо по улицам без обуви, даже в городе. И даже зимой, т.е. нашим летом – с июня по август. Хотя зима в ЮАР – это не зима в Москве, это все же не африканская зима, какая представляется большинству. Зимой здесь температура может быть до 10 градусов, при очень промозглом антарктическом ветре и проливном дожде. И дети все равно одеты часто легко – шортики, сандалии.

Вспоминаю, когда у нас осенью было 10-15 градусов, меня отчитывали воспитатели за то, что я приводила ребенка в сад без шапки. Говорили «заболеет, а мы виноваты? Нет уж, одевайте тепло!». В ЮАР приводи хоть голым, и не потому, что воспитателям плевать, в чем твой ребенок будет одет. Просто здесь даже сами взрослые одеваются легко. Такая здесь культура и норма. Это не воспринимается как исключение или средство закаливания. Это, правда, среди белых.
Черные же наоборот часто мерзнут даже в более теплую погоду, и можно увидеть на улицах, в +20 черного мальчика в шапке и пуховой куртке. Много самих взрослых черных в +25 в шерстяных шапках и пальто. Хотя черные, которые ходят в «белые» сады, тоже одеты легко.

Питание

При легком воспитании, к еде здесь отношение абсолютно халатное. Никаких нормативов по тому, что должно быть в рационе ребенка, в детских учреждениях здесь нет. В саду ребенку могут дать чипсы, конфеты, попкорн и т.д. Более того, йогурты, фрукты и соки – каждый день мы сами даем ребенку с собой. Хотя одна моя знакомая русская, живущая в другом конце Кейптауна, говорит, что у них с саду, который дешевле почти вдвое нашего «лучшего», - каждый день супы, пареные овощи и т.д. У нас же, детей на обед кормят в лучшем случае макаронами, а в основном сэндвичами с колбасой, кетчупами и т.д. Здесь нет единой системы питания, стандартизации, более того, хороший сад не обещает вашему ребенку здорового питания. Мы вынуждены давать еду ребенку с собой. Многие жалуются, что это беда с питанием во многих садах.

Программа обучения

При всем при том, что у нас считается, что детские сады – не «младшие» школы, система обучения намного сильнее, чем в южноафриканских preprimary school, школах. Программы даже сравнивать нельзя. В нашем саду в России (к слову, это был обычный муниципальный сад) детям преподавали основы математики, у детей 2 раза в неделю была физкультура, несколько раз в неделю музыка, основы экологии, отдельно педагоги по рисованию, был отдельных психолог и т.д. И это не особенность сада, а обязательная программа для всех подобных учреждений. Другой вопрос – квалификация работников и их наличие. Хотя сейчас многие занятия пытаются перевести в России на платную основу – но пока бесплатно.
Здесь тоже же с детьми занимаются - рисование, клейка машинок, чтение книг. Но занятия более однообразны и примитивны. Я бы даже близко это «школой» не назвала. Бывают иногда дни, когда они изучают какую-то тему – животные, еда, форма и т.д. Об этом говорят заранее, и родители готовятся. Неоспоримый плюс перед нашими садами – детей иногда всех вывозят – или в лес, или на пляж, для уроков об окружающем мире. Детям очень нравится.

В последнюю пятницу в местном саду был «вечер кино». Детей приводили в к 18.30, а забирали в 21.00 – дети смотрели мультфильмы и кушали хот-доги. Вечер был в пижамах и с пледами. Родители забирал детей домой, и сразу спать. Более счастливого, ребенка не видела – ходила в кино как большая.

А если хочешь что-то еще - води дополнительно. Но куда? Секций полноценных мало, только если спортивные, вроде танцев или бассейна, и те сомнительного качества. В «школах» здесь часто детям ставят мультики. Знакомые родители рассказали о том, что у них супер-педагоги приходят дополнительно, но, поговорив более подробно, оказалось, что это то же самое – обычное рисование и клейка-лепка. В этом смысле, пока еще система обучения малышей, хоть и называемая «садиком», а не «школой», в России на несколько порядков лучше. Небо и земля.

уж очень мне нравился этот пластиковый черт у них в группе, не смогла пройти мимо)
P5254580

С другой стороны, наших воспитателей измучили проверками, переквалификациями, и в итоге они уже не с детьми сидят, а в ужасе ждут контролеров, которые придут, и будут инспектировать, смотреть – сколько детей в группах, проверять рисунки, все ли постирано, все ли на месте лежит. Пару раз помогала воспитательнице печатать отчеты, поэтому знаю. Часто, к сожалению, сами педагоги оставляют желать лучшего. Подчас складывается ощущение, что воспитатели - неведомая каста детоненавистников. Это могут быть тетки, уставшие от жизни, и которым бы не с детьми сидеть, а бумажки в какой-нибудь управе перекладывать.

Как вывод, я бы сказала, что сама система у нас, безусловно, пока еще лучше. Мы не понимаем и не ценим того, что имеем. Но чиновники убивают хорошую систему, тираня заведения и в первую очередь педагогов, чья задача дети, а не бумажки. Есть единые нормативы, пособия, сильные программы. В ЮАР же все хаотично и часто просто завязано на педагогов: хороший – хорошо занимаются, нет – дети просто болтаются без дела. Системы как таковой вообще нет. Нет даже единой школьной программы - в разных районах страны бывают серьезные различия.

В нашу систему входит, помимо образовательных стандартов, единый смотр за ребенком – медицина, питание, безопасность – все в комплексе. В Южной Африке такого нет. Халатность да, но, с другой стороны, на детей никогда не кричат и не давят. Ужасов «воспиталок-мучительниц» нет. Моя русская подруга, как-то сказала, что своего ребенка никогда в сад не отдаст – до сих пор в кошмарах приходят садовские дни, когда ее гнобила воспитательница.
В России бюрократия так затюкала сады, что воспитатели часто вынуждены заниматься бумажками и ожиданиями комиссий больше, чем детьми. За непришедшего ребенка в сад начинают выговаривать воспитателям, от этого они в постоянном стрессе, когда дети не приходят вовремя. Они в свою очередь начинают компостировать мозги родителями – посчитана еда, сбиваете режим, опоздаем из-за вашего ребенка на 5 минут на рисование и т.п. У нас в России в соседнем саду просто закрывают дверь, и не открывают, если опаздываешь, и надпись еще благородная: «уважайте наш труд». К слову, частные сады часто тоже вынуждены играть по правилам общей игры, где за непришедшего, конечно, ругать не будут, но те же инспекции.
Здесь сады не боятся, что придет комиссия и их расформирует. И дело не в том, что здесь много частных садов. Государственные не мучают инспекции (как у нас), за то, что ребенок не пришел, а на него приготовили спагетти. Здесь главное – дети.

Наша система лучше, но с каждым годом бюрократия доводит до бреда все начинания. Гробят хорошее, что есть. Здесь же, при ужасном кормлении, отсутствии единых стандартов, слабой подготовке, более человечное отношение как к родителям, так и детям.

promo littlehirosima march 30, 2018 20:10 128
Buy for 500 tokens
Большинство попадает в этот блог случайно, и возникают вопросы: На многие из них из раза в раз приходится отвечать одно и тоже. Решила осветить всё в одном посте. Кто мы такие: Мы - это я, Дуня, или Евдокия, как хотите, мои друзья и волонтеры, которые помогают в сборе помощи и денег. Почему…

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
mishh
May. 6th, 2014 11:44 am (UTC)
Так. Дочь ходит в детский сад. Сад очень старый, условия на уровне 50-60х годов прошлого века. Подозреваю, что мой садик, 40 лет назад, был лучше. Но это ерунда, ребенок ведь этого не понимает. А вот социальный состав детей и родителей, конечно удручает. В этом смысле, у нас самый настоящий садик для черных. Но это единственный садик, по пути к которому не надо переходить дорогу. Вуаля.
littlehirosima
May. 6th, 2014 11:59 am (UTC)
нет, это вам так кажется. поверьте))) у нас дейаствительно много хорошего в садах, но и плохого, к сожалению. а манера властей потрясная - плохое не делать хорошим, а усугублять, и хорошее искоренять. гады
dmitri_lytov
May. 6th, 2014 03:14 pm (UTC)
Интересно отметить отличие между ЮАР и Канадой (мой в детский сад не ходил, но знакомые рассказывают).
Общее: тоже относительно свободная атмосфера, и тоже детский сад рассматривается как подготовка к школе, по крайней мере несколько часов в день.
Разница: строгие пищевые ограничения. Нельзя, например, приносить с собой арахис (арахисовая аллергия - явление распространённое в Северной Америке, примерно у каждого 20-го).
Отношение к посещаемости - где-то посреди между Россией и ЮАР. Родитель должен предупредить о неприходе. Если ребёнок не пришёл, а детский сад не в курсе - будутзвонить родителю, уточнять, где он. Дело не в санкциях: дело в том, что если уж ребёнок подписан на детский сад, значит, тот за него в ответе, и если ребёнок в указанное время в детском саду отсутствует, то детский сад должен знать - где и с кем он в это время. Со школой аналогично.
Насчёт расового фактора... Откровенная корреляция между расовым составом и качеством, говорят, имеет место в 2-3 ОЧЕНЬ крупных городах Канады (Торонто, Монреаль, Ванкувер). В остальных городах этот фактор сильно сглажен. Нередко, если какой-то райн сильно проседает по своим показателям - туда тут же направляют субсидии, союздают специальные программы, чтобы выровнять ситуацию. Первый год по приезде ребёнок ходил в сильно, так сказать, интернациональную школу, где белых было всего трое-четверо на весь класс - и не жалеет до сих пор. Сейчас в другом районе, где африканцы практически отсутствуют, крайне редко встречаются азиаты (японцы).
littlehirosima
May. 6th, 2014 04:37 pm (UTC)
ну в ЮАР относительно цвета кожи ситауция сильно отличается, чем в Америке. я жалела, что ребенок какое-то время ходил в черный сад, хотя там к ней хорошо относились. но меня не устраивало это в первую очередь из-за уровня английского языка - они говорили хоть и правильно, но с чудовищным акцентом, а дети очень быстро перенимают худшее. поэтому мы специально отдали в английский сад, хотя соседи звали водить в их сад, где на африкаанс говорят)
dmitri_lytov
May. 6th, 2014 05:13 pm (UTC)
В Канаде с французским ситуация примерно такая же, как в ЮАР с африкаанс (говорят на нём далеко не везде - многие канадцы его не знают и не собираются учить, однако он продолжает оставаться важным фактором в культуре и политике). Основное отличие от ЮАР в том, что аборигены уже давно составляют здесь незначительное меньшинство, а приезжие из Африки - лишь небольшой процент, даже меньше, чем в США. Таким образом, здесь реально существует двуязычие (где за 1 принимаем английский, за половину - французский и ещё за половину - язык страны происхождения), а в ЮАР языков, как я понял, значительно больше и они "равнее".
littlehirosima
May. 7th, 2014 10:12 pm (UTC)
да, языков 11, но нельзя сказать что ими одинаково пользуются. все-таки без английского или африкаанс тяжело в больших городах устроиться работать. а африкаанс - это, например, язык цветных Кейпа, и буров. во времена Апартеида без его знания нельзя было устроиться на хорошую должность
pink_panter13
May. 6th, 2014 01:49 pm (UTC)
Я могу сравнить детские сады Украины и Таиланда. Так вот, такое впечатление, что на Украине в государственных садах детей считают какими-то недоразвитыми. Почему? Потому что, например они второй год учат от 1 до 10 по английски(дети 4-х лет), а в тайском садике на это было несколько занятий у 3-х леток. В тайском садике дети писали в прописях буквы на тайском и на английском в 3 года и с удовольствием делали домашние задания. А в украинском садике считается рано еще писать буквы в 4 года. Моей дочери очень нравится писать буквы и она сама продолжает после Тая их писать.
Ну и отношение - тут как к какому-то неразумному существу и строго, а в Тае с любовью и принятием.
С медициной абсолютно та же картина в Украине, что и в России, а в Тае, что и в ЮАР - никакие справки не нужны.
Могу отметить один минус в Тае - дают чипсы на праздники. И плюс в нашем украинском саду - сами предложили готовить отдельную вегетарианскую еду дочке с подругой!! И это обычный государственный сад.
littlehirosima
May. 6th, 2014 04:33 pm (UTC)
прикольно! в ЮАР детей писать в таком возрасте особо не учат. у них кстати интересный способ обучения чтению - они не по буквам учат, а по словам - т.е. заучивают сразу как выглядит написанное слово)
pink_panter13
May. 6th, 2014 05:25 pm (UTC)
Кстати про подготовку к школе: сын тоже ходил в Тае в этот садик и там у них математика на уровне нашего 2 класса. Английский-супер. И вообще занятий разных много. Правда обучение на тайском :) Но детям это было не помеха
littlehirosima
May. 7th, 2014 10:12 pm (UTC)
классно! кстати, когда книгу пишем?)
pink_panter13
May. 8th, 2014 05:15 am (UTC)
Та хоть прям сейчас. Заходи в скайп.
littlehirosima
May. 8th, 2014 10:59 am (UTC)
давай уже после праздников! а то у меня здесь интеренет сакс) можно прямо серьзно на лето все запланировать и скоро начинать) я созрела))
pink_panter13
May. 8th, 2014 02:13 pm (UTC)
Отлично! Кроме того ты можешь по дороге из Гурзуфа остановиться у нас на пару дней в Харькове(за городом в деревне) и так будет легче и продуктивнее все обсудить.
littlehirosima
May. 9th, 2014 08:23 am (UTC)
только непонятно как теперь пересекать все границы. скорее всего мы будем лететь. а то не пропустят нигде
pink_panter13
May. 9th, 2014 09:07 am (UTC)
Тебя с дочкой пропустили бы, я думаю, а вот мужа нет. Там запрет на въезд всех мужчин от 17 до 55 лет русских в Украину. Ладно вы там смотрите, а мы будем рады если заглянете к нам. скоро клубника поспеет.
littlehirosima
May. 9th, 2014 09:24 am (UTC)
ой, клево! спасибо за приглашение))) посмотрим, мы в конце мая поедем, пока дела. и я на все лето уеду в Крым
pavuk
May. 6th, 2014 03:46 pm (UTC)
Я двух детей в разные годы отводил в обычный российский детсад и остался очень доволен качеством подготовки и ухода за детьми. И бассейн был, и логопед, и шахматы, и экскурсии, и компьютерная подготовка и разнообразные занятия на творческое развитие. В-общем, я очень доволен был и дети с удовольствием в сад ходили.
littlehirosima
May. 6th, 2014 04:41 pm (UTC)
мне тоже нравятся наши сады, но часто это очень сопряжено с воспитателями. у многих друзей жуткие истории с извергами Фрекен боками))) нам везло в обоих садах) мне нравятся очень наши сады, но все-таки хотелось бы побольше им расслабленности и развязанности рук. из-за строгости часто что-то уходит. меня радует в ЮАР расслабленность и отсутствие надрыва в общении с детьми. там никого и нигде не парит крик детей))
birch_birch
May. 6th, 2014 04:43 pm (UTC)
все написано очень интересно!
littlehirosima
May. 6th, 2014 04:44 pm (UTC)
спасибо!)))
Helen Sergeeva
May. 6th, 2014 08:00 pm (UTC)
Вот как раз думаю - отдавать или не отдавать старшую в сад. А родительский комитет что-то решает? Он может как-то выровнять ситуацию в саду?
littlehirosima
May. 7th, 2014 10:14 pm (UTC)
слушай, не знаю - тут все по-разному решают. я не считаю, что сад это ужас-ужас. с другой стороны если всеравно дома сидишь, и не в напряг, зачем отдавать?)
vandall88
May. 7th, 2014 03:45 am (UTC)
А какую ЗП у нас воспитатели получают! Это слёзы одни :(

>>> В России бюрократия так затюкала сады

А эти уроды, как раз, таки, получают львиную долю ЗП тех, кто действительно работает.
Так и хочется вспомнить название "гондурас...едрит"
littlehirosima
May. 7th, 2014 09:16 pm (UTC)
ну вот тут, кстати, не очень соглашусь, как преподаватель вуза, скажу, что по сравнению с нашими, у них сказочные з/п))) хотя объективно это все ужасно
xekate
May. 7th, 2014 09:58 am (UTC)
А с какого возраста можно отдавать в садики в ЮАР? Как там вообще с соц. гарантиями женщинам, которые родили? Когда они обязаны выходить на работу?
Очень интересно узнавать такие стороны жизни в незнакомой стране, спасибо, что пишешь )
littlehirosima
May. 7th, 2014 10:19 pm (UTC)
отдают с разного и с 2. но ясельных групп там нет. по поводу соцгарантий - я особо не знаю, т.к. все-таки не гражданка ЮАР))) но медицина там в принципе дорогая. а вот про декреты и прочее - не особо подробно знаю
(Deleted comment)
littlehirosima
May. 7th, 2014 10:17 pm (UTC)
ща почитаю, спасибо за ссылки. какие еще ети?)) йети?))
(Deleted comment)
littlehirosima
May. 8th, 2014 11:01 am (UTC)
ну йети из Кореи это тоже круто. а очепятки - да, это вообще мой бич
m_aliona
May. 7th, 2014 08:44 pm (UTC)
К счастью, у нас в Беларуси несколько лет назад отменили необходимость справки от врача после отсутствия ребенка в саду более 3 дней. Теперь можно ходить, а можно не ходить. И оплата идет по факту - платишь за количество дней посещения.
Очень удобно.
littlehirosima
May. 7th, 2014 10:16 pm (UTC)
какое счастье) а то просто достали меня
ren_ar
Jun. 26th, 2014 01:12 pm (UTC)
Ужас как не любил в детский сад ходить, особенно "тихий час" самое страшное зло. Намучились со мной родители, пришлось в школу с шести лет отдать :-))
А система образования в России... с каждым годом все больше деградирует, отчеты, мониторинги, бумажки, бумажки, бумажки. Дети, да и само образование как таковое, уже никого не интересует.
littlehirosima
Jun. 26th, 2014 01:19 pm (UTC)
какие люди! давно не списывались))
а я вот сад любила. помню маму все время умоляла, что бы она меня на ночь оставила)))
а так, да. наша система почему-то старается убрать все хорошее, и оставить и развивать все плохое((
ren_ar
Jun. 26th, 2014 01:52 pm (UTC)
Да, давненько, но я сейчас наверстаю упущенное и прочитаю все твои новые посты :-) Про Марио и Канта, например уже прочитал :-)))
Помню, когда получал первую вышку, на биофаке, так мы с другом приходили ко мне домой и вместо пар по анатомии летали в космосе на космических кораблях и боролись с космическими же, пиратами... Ужас, ужас. Стыдно признаться :-))))
littlehirosima
Jun. 26th, 2014 01:56 pm (UTC)
я слава богу, потеряла нинтенду))))
стыдно признаться - это самое то ощущение))))
а ты по первому образованию биолог? это ж очень круто! нереально же круто!)
ren_ar
Jun. 26th, 2014 02:07 pm (UTC)
Да, пять лет отдал всяким ужасам типо биохимии, биофизике, физиологии и генетике. Сейчас когда вдруг попадаются на глаза старые конспекты или лабораторные диву даюсь, как я во всем этом разбирался! :-)) Но после школы считал, что настоящее образование это только естественно-научное, потому и поступил на биофак. И вместе с тем мне всегда легко давались гуманитарные науки, может поэтому я их несколько недооценивал. Впрочем для гармонии и по зову сердца получил еще специалиста в сервисе и туризме :-)
littlehirosima
Jun. 26th, 2014 02:14 pm (UTC)
я вот твердо убеждена, что самое лучше образование - фундаментальное именно естесственно-научное. а все осатальное - надстройка. жалею, не закончила мехмат) но я бы, наверное, не вытянула.)) и в итоге гуманитарий)
ren_ar
Jun. 26th, 2014 02:27 pm (UTC)
Гуманитарий это тоже хорошо. У меня папа был филолог, сестра закончила ин.яз. Правда вот мама - математик, училась на физмате. Ну а я вот две специальности получил, правда первую было ой как непросто получать. Бывали дни когда мозги плавились и голова дымилась, сидели на лабораторных до 8-9 часов вечера, кошмар и ад. Но это как опыт преодоления себя, ну и повод немножко собой гордится :-) Я вообще-то люблю учиться :-))
littlehirosima
Jun. 26th, 2014 02:35 pm (UTC)
не, биолог - это круто. у меня первая любовь - биолог)))
ren_ar
Jun. 26th, 2014 02:40 pm (UTC)
Ага, вот оно в чем все дело! :-))
littlehirosima
Jun. 26th, 2014 02:40 pm (UTC)
))))
zlataoz
Apr. 17th, 2017 11:16 am (UTC)
Дуня, какие у вас дискуссии интересные и содержательные были. Не могла оторваться. Читала с большим упоением.
littlehirosima
Apr. 17th, 2017 01:06 pm (UTC)
да, многие из присутствующих в комментариях с Украины - удалили меня из друзей и ушли со скандалом, выражая свое фи. а тогда часто комментировали. другая жизнь была
zlataoz
Apr. 17th, 2017 08:35 pm (UTC)
Бывает. Они всего лишь чужие люди. Смотрите на всё это, как на мелькающий пейзаж за окном.
Делайте, как вы сами чувствуете.
( 43 comments — Leave a comment )

Profile

littlehirosima
Маленькая Хиросима

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com