?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Помнить

Когда говорят про Великую Отечественную, вспоминают боевые заслуги. Я же вспоминаю бабушку, которая всю войну просидела в Москве, работая в детском доме. Ей было 18 лет - студентка первого курса истфака. Из ее одноклассников не вернулся с фронта никто. Ни один человек не остался в живых. Ее отец, мой прадед, ушел в первых рядах в ополчение, и там, под Москвой, без вести пропал. Обычная история. Уходя сказал, чтобы она уходила из столицы "только с последним обозом". Она там и осталась, хотя все ее родственники бежали из Москвы. По иронии судьбы, они оказались в итоге под немцами. А Москву не сдали.
Бабушка отвечала за бомбоубежище при детском доме - его почти постоянно затапливало, и почти каждый день она брала ведра, и с ледяного цемента собирала воду. Потом таскала на улицу, и выливала. Это могло длиться вечно.
Молоденькая красавица, изо дня в день - вверх и вниз, вверх и вниз.

В случае бомбежки подвал должен был быть без воды. Бабушка там оставила здоровье. Я ее не знала совсем, она умерла когда мне было несколько месяцев.  И не слышала эту историю от нее.
Но помню бомбоубежища Первомайска ЛНР в декабре 2014 года. Как там темно и сыро. Многие из этих подвалов были построены до Второй Мировой. Помню длинные колонны кроватей, бегающих собак по полу и детей, которые не мылись много дней. Помню ужас в лицах, когда рядом со входом в подвал только что достали огромную трубу "Града" - ночью прилетела. Помню, когда зашла в одно из помещений - света не было уже несколько недель, и вокруг одной свечи сидела группа бабушек. В кромешной темноте, экономя - "Сколько это еще будет? Вторую войну переживаем"
Большинство говорят, что их родственники пережившие Великую Отечественную не рассказывают об этом. Пыталась узнать от мамы еще истории, но она растерянно ответила, что ее родители ничего толком не рассказывали о войне.
Наверное, потому что это нельзя до конца пережить. Потому что эта боль и ужас навечно остаются с тобой. И нет сил это передать и говорить. Нет сил передать другим что это такое, когда тебе 20 лет, и все, с кем ты учился, не вернулись. Твой отец не вернулся. И их всех больше нет. Нет. И некому позвонить и вспомнить, как вы вместе бегали на выпускном всю ночь, думая, что вся жизнь впереди. Некому сказать, "а помнишь, как на географии бумажками пулялись, и как подложили кнопку физику?".
Видела фотографию бабушкиного класса. Невероятно взрослые лица, словно бы уже пожившие жизнь. А ведь войны еще не было, когда их снимали. И весь этот "молодняк" на себя главный удар и принял.
История войны в нашей семье разная - есть и другая бабушка, которая уехала в эвакуацию с маленьким папой. Есть папин отец, которого я не знала, да и папа толком не видел, но говорят, он был разведчиком и у него было задание убить Гитлера - по крайней мере так говорят документальные фильмы и интернет. Дед был известным композитором немецкого происхождения - Лев Книппер, автор знаменитого "Полюшко Поле". Его сестра - любимая актриса Гитлера, Ольга Чехова, тоже говорят была разведчицей. Мы с этой семьей не общались - бабушка вышла замуж за другого и папу воспитывал отчим.
Наша война, это и брат бабушки, военный инженер, который всю войну прошел в первых рядах - они первыми заходили в города и разминировали их. Всю войну до Берлина. А он говорил, что война - это лучшее время его жизни. Потому что там все оголенно, честно и до предела выведено. Дружба, адреналин, подвиги - для него это и так. Он всегда был главным любимцем везде и у всех, включая женщин.
Есть одна семейная история - как-то он руководил переправой в одном стратегическом месте,и ослушался приказа, организовав, как инженер, переправу в другом месте. Благодаря этому была проведена успешно операция, и было спасено много людей. Все, кто был под его руководством представлены к высшем наградам. Его же  за ослушание должны были растрелять, но за него попросили почти все и обошлось, но само собой без наград. Он знал что делал, и понимал, чем может закончиться неисполнение приказа - но не мог поступить иначе, ведь погибло бы много людей.
Нет семьи в нашей стране, которая бы не смогла бы рассказать их личную историю.
С их ведрами воды, умершими лучшими друзьями, цементными полами.
И мне жаль, что мы знаем об этом так мало.
Потому что мое поколение начало забывать.
Забывать, что в детстве непонятное  "чтобы не было войны" из уст наших стариков - оказалось самым главным в жизни.


Мы помним. И не забудем никогда.


Posts from This Journal by “семья” Tag

  • Миллиард лет назад

    Папа уходил долго, и я себя готовила. Все пыталась представить, и это казалось мне чем-то невозможным, что я сжимала глаза и зубы до искр и скрежета,…

  • "Лучшее время"

    Мой двоюродный дед Георгий, в народе всеми называемый Джорджи, говорил, что лучшее время его жизни - время войны. И для него воспоминания о войне…

  • Март-леопард

    Папины стихи не всегда понимаю, многие из них слишком сложны для меня. С поэзией у нас отношения простые - всё лишь на интуитивном уровне. Трогает…

  • Рассекретили немецкие архивы

    Вчера в РИА вышла сенсация: "Немецкая киноактриса и певица венгерского происхождения Марика Рекк оказалась советской разведчицей" В этой…

  • Андрей Борозин

    "Его отец Лев Книппер прыжком через лавку подсел знакомиться с красавицей Аллой в Гурзуфе (после расстрела первого мужа она спасалась у подруги…

  • Мир катится в бездну, и это прекрасно!

    - Какие, какие сопли? Прозрачные? Так это ж замечательно! Считай что их нет! - Ну мама!!!! Они не прозрачные, а темно-зеленые! - Так это же еще…

  • Голубая рубашка

    Когда в Луганске спустилась в подвал ребят, чтобы взять несколько тюков с вещами для девочек-сирот, она выпала и застряла между пакетами. Рубашка…

  • Скоро декабрь

    Евгений Шварц в "Телефонной книге" написал про бабушку: "Был у нее мальчик лет пяти-шести. Бледный, истощенный и необыкновенно…

  • Просто знай

    Когда мне было семь месяцев, мама посадила меня в подол юбки, и мы с братьями уехали на всё лето копать под Курском. Дачи у нас тогда не было, и мама…

promo littlehirosima march 30, 2018 20:10 135
Buy for 1 000 tokens
Большинство попадает в этот блог случайно, и возникают вопросы: На многие из них из раза в раз приходится отвечать одно и тоже. Решила осветить всё в одном посте. Кто мы такие: Мы - это я, Дуня, или Евдокия, как хотите, мои друзья и волонтеры, которые помогают в сборе помощи и денег. Почему…

Comments

( 55 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Anonymous)
May. 8th, 2016 01:24 pm (UTC)
Какая у тебя славная семья!
littlehirosima
May. 8th, 2016 01:26 pm (UTC)
в каком смысле?
(no subject) - sonyko - May. 8th, 2016 01:30 pm (UTC) - Expand
strange_fish
May. 8th, 2016 01:44 pm (UTC)
И мне, Дунь, жаль, что истории тускнеют и забываются. Бабушка ушла, отец ушёл. По крупицам собираем, что осталось. Видишь, по забавной весьма иронии, у меня в семье две стороны и две совершенно разные истории уживаются.

Чтобы помнить.
littlehirosima
May. 8th, 2016 01:48 pm (UTC)
ты знаешь, я еще лет 10 назад больше помнила о рассказах родителей.
А сейчас папа уже мало что может рассказать. надо все спрашивать. надо помнить.надо знать, запоминать.
каждую житейскую деталь - как женщины с месячными сидели в подвалах, как делили хлеб, как вообще всё.
(no subject) - strange_fish - May. 8th, 2016 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - littlehirosima - May. 8th, 2016 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - strange_fish - May. 8th, 2016 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - littlehirosima - May. 8th, 2016 07:03 pm (UTC) - Expand
hippy_end
May. 8th, 2016 02:10 pm (UTC)
Большое спасибо за рассказ

Да, обязательно надо помнить о тех, кто прошел ту войну

У меня в детстве было по-другому - мне родители и бабушка о войне рассказывали и много рассказывали, а также друзья семьи фронтовики, но их рассказы я, увы, почти не запомнил, в отличие от семейных

Надеюсь, когда-нибудь и у меня будет возможность написать об этом в журнале
littlehirosima
May. 8th, 2016 02:13 pm (UTC)
а сейчас нет такой возможности?
хорошо, что много рассказывали.
я вот могу сказать, что почти и не разговариваю ни с кем о своих поездках. мне как будто нечего рассказать. написать могу. а вот рассказать - сразу слова пропадают...
а ведь я и не видела войны - так, отголоски
(no subject) - hippy_end - May. 8th, 2016 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - littlehirosima - May. 8th, 2016 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hippy_end - May. 8th, 2016 04:12 pm (UTC) - Expand
livejournal
May. 8th, 2016 02:35 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
baleron
May. 8th, 2016 02:57 pm (UTC)
Ну, за новых героев!

Piccy.info - Free Image Hosting
zlataoz
May. 9th, 2016 08:28 am (UTC)
Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства.
"Доктор, у меня комплекс неполноценности! - Ну что вы, у вас не комплекс неполноценности, у вас настоящая неполноценность!"
(no subject) - baleron - May. 9th, 2016 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - zlataoz - May. 9th, 2016 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - baleron - May. 9th, 2016 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - zlataoz - May. 9th, 2016 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - seakonst - May. 15th, 2016 10:52 pm (UTC) - Expand
baby_lyaliko
May. 8th, 2016 02:58 pm (UTC)
У меня один дедушка прошел всю войну - никогда почти ничего не рассказывал о ней, сколько мы, внуки не приставали к нему с этим. А все остальные - бабушки и второй дедушка были подростками - не воевали, но были в оккупации. Одна из бабушек последний раз, когда мы с ней виделись (два года назад http://baby-lyaliko.livejournal.com/82229.html ) вдруг стала вспоминать как немцы, уходя, сожгли всю деревню (дома в смысле) и убили весь скот, а бабушкина семья выжила благодаря тому, что у них накануне корова потерялась - в лес убежала, а они ее потом нашли. Это все в начале осени было, зимовали они в наспех вырытой землянке.
littlehirosima
May. 8th, 2016 04:05 pm (UTC)
интересно, что она вспомнила об этом спустя столько лет. вот я думаю - помнила ли она долгое время после? я к тому, что наша память очень избирательно, и самое страшное хочет забыть и затереть...
(no subject) - baby_lyaliko - May. 10th, 2016 06:59 am (UTC) - Expand
uoku
May. 8th, 2016 03:02 pm (UTC)
Моя бабушка сохранила все письма деда с войны, так что и рассказывать не надо, все записано. Дед погиб в венгрии, хочется побывать там.
littlehirosima
May. 8th, 2016 04:02 pm (UTC)
как повезло, что есть письма... а у меня так мало осталось...
(no subject) - uoku - May. 8th, 2016 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - littlehirosima - May. 8th, 2016 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uoku - May. 8th, 2016 04:22 pm (UTC) - Expand
bartaunda
May. 8th, 2016 03:40 pm (UTC)
Потрясающе.

Про Книппера как интересно...
littlehirosima
May. 8th, 2016 04:03 pm (UTC)
о, про Книппера и вообще историю моей семьи в пору снимать блокбастеры и писать огромные и толстые книги)))
(no subject) - bartaunda - May. 8th, 2016 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonyko - May. 8th, 2016 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - littlehirosima - May. 8th, 2016 04:23 pm (UTC) - Expand
drakonit
May. 8th, 2016 03:48 pm (UTC)
Очень проникновенно рассказываете о своих предках. Уважаю! И грустно, что спустя 71 год после Победы совсем рядом с нами люди вновь сражаются против нацистов. На нашей же русской земле, оказавшейся вдруг "заграницей".
littlehirosima
May. 8th, 2016 04:03 pm (UTC)
спасибо
elshanec
May. 8th, 2016 05:21 pm (UTC)
спасибо за то, что рассказываете.
мои бабушка и дедушка работали в тылу. дед на заводе, бабушка чертила военные карты.
littlehirosima
May. 8th, 2016 05:41 pm (UTC)
спасибо и вам что делитесь)
(no subject) - elshanec - May. 9th, 2016 04:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - littlehirosima - May. 9th, 2016 07:03 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
pessimist_v
May. 9th, 2016 12:31 am (UTC)
Хорошо написала. Дело даже не в победе, а в бесконечной, "беспримерной" трагедии, которая коснулась всех. Так не часто бывает. И это меняет менталитет нации.
littlehirosima
May. 9th, 2016 12:43 am (UTC)
Да, Саш
born20
May. 9th, 2016 07:44 am (UTC)
С праздником ! Добра и счастья вам!
littlehirosima
May. 9th, 2016 08:20 am (UTC)
спасибо! и вас!
zlataoz
May. 9th, 2016 10:15 am (UTC)
Поздравляю всех с праздником Победы!
Здоровья, сил и всего самого хорошего.
littlehirosima
May. 9th, 2016 10:18 am (UTC)
спасибо! и Вас!)
samavara
May. 9th, 2016 03:35 pm (UTC)
А у нас все трудовой фронт, дед моторы делал самолетные, кто ж его отпустит?
А его братьев четверо воевало и все вернулись.
littlehirosima
May. 9th, 2016 07:58 pm (UTC)
это действительно редкость - когда все вернулись.
(no subject) - samavara - May. 10th, 2016 05:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - littlehirosima - May. 10th, 2016 05:22 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 55 comments — Leave a comment )

Profile

littlehirosima
Маленькая Хиросима

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com