На сегодняшний момент, почти всё написанное о Донбассе переведено и опубликовано. Это целиком и полностью заслуга Михаила. При этом моего участия в этом совершенно нет.
Михаил - поляк, живущий и работающий в США. Такой вот парадокс. А еще он сопереживает Донбассу так, как если бы это была его Родина. Такие дела. А ведь он там ни разу и не был. Михаил написал о себе небольшой пост. Очень хочу его вам перепечатать, пусть и с опозданием:
"Хотя я, на самом деле, переводами не занимаюсь в смысле профессии (в настоящее время я профессор-политолог), у меня достаточно опыта чтобы знать, что переводчику не следует быть центром внимания. Но с другой стороны, если бы я, скажем, вёл собственный блог и вдуг какой-то совершенно незнакомый человек из-за океана стал переводить мои тексты, и продолжал их переводить ПОЛТОРА ГОДА ПОДРЯД ))), я тоже бы задумался – а кто, собственно, чудак, и зачем ему это надо?
Итак, начнём с начала – откуда переводы? Ну, после Майдана, переворота, и, особенно, начала войны на Донбассе, что-то надо было делать. Пацифистом себя не считаю, хотя (а может быть из-за того, что) провёл много лет в мундире, начало каждой войны за всю мою жизнь, независимо от того, где война и кто воюет, всегда вызывало глубокое беспокойство. Но Донбасс, почему-то, задел меня за живое. Почему? Точно сказать не могу. Но я сам из Восточной Европы, раньше не раз бывал на Украине, и в конце концов Майдан привёл к вооружённому госперевороту против демократически-избранного президента и правительства, во имя «западных ценностей», при поддерже местных националистов-фашистов-правосеков и целого Запада. А потом была, конечно, Одесса, бомбёжки Донбасса, начало АТО…
Не помню как и когда нашёл этот блог, но с самого начала мне стало ясно, что эти тексты необходимо перевести на английский. Если вы постоялец блога, сами знаете почему. Также надо было прорвать нечто вроде негласной «информационной блокады» Донбасса. Среднестатистический житель США получавший новости из мэйстримовых СМИ не знает о Донбассе ровно ничего, кроме что там «сепаратисты» и «российская агрессия.» Хотя в формальном смысле на Западе цензуры нет, все главные СМИ, от либеральных до консервативных, покорно идут в фарватере Госдепартамента. И, конечно, надеялся что люди откликнутся на просьбы о помощи, что оказало-бы не только финансовую но и моральную поддержку людям Донбасса.
Несколько слов о поляках и русофобии. Да, в наше время это серьёзная проблема, но котороая существует в основном из-за поощрения сверху. Нынешние главные партии Польши можно поделить на «умеренных русофобов» и (здесь я имею ввиду текущее правительство) «яростных.» И, конечно, это задаёт тон общественному дискурсу, особенно когда высказывания в поддержку политики России могут иметь последствия–и часто имеют. Церковь, конечно, также сыграла свою роль. Надеюсь что это временное явления, нечто вроде детской болезни после смены режима в конце ’80-ых. И даже сейчас далеко не все поляки поддаются официальной истерии. Но я также помню ’70-ые, телесериалы– "Четыре танкиста и собака", но и "17 Мгновений весны". Фильмы как, например, "Иваново детство", помню уважение к первому учителю русского языка, бывшему советскому офицеру который служил в Людовом Войску Польском в ВМВ, а потом остался в Польше поскольку завёл там семью. И, естественно, помню рассказы родственников, тех, которым удалось уцелеть несмотря на 6 лет (!) немецкой окупации. Ведь мой отец (1941 год рождения) и бабушка каким-то чудом остались в живых после Варшавского восстания 1944 года. Ни один из них ничего плохого не сказал про Красную Армию, не говорил что Польша «поменяла одну окупацию на другую», как сейчас часто описывают события тех лет.
Так что, в конечном итоге я, по видимому, оптимист. Иначе я вряд-ли предпринялся бы переводить статьи Маленькой Хиросимы если бы я не верил что всё это пройдёт. Обязательно пройдёт, и на Донбассе и в целом мире, только ещё придётся потрудиться!
Ну, хватит о себе – пора обратно на работу!!"
Михаил, спасибо Вам за то, что Вы есть!
Каждый Ваш перевод, это очень много. Это не просто трогает. В последнее время, мне становится все тяжелее верить в людей. И каждый раз, когда появляются подобные мысли, вспоминаю, что меня окружают люди, как Вы.
Бескорыстные и идейные.
Просто спасибо.
Оригинал статьи опубликован здесь.
Journal information