Это Мекка художников. Весь старый поселок и сегодня забит художниками, рисующими город, горы и море. Кипарисы, инжировые заросли, красные крыши у ног, балконы, витые узкие улицы.
Говорят, в планах благоустройства Гурзуфа - реновация набережной и части старого Гурзуфа. Плана не видела, а лишь слышала о нем от тех, кто его видел. Собираются снести часть старого Гурзуфа, что идет по улице Чехова. И собираются переделать набережную.
Мой дед - Лев Книппер и вся его семья, включая его тетю Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову и сестру писателя Марию Павловну Чехову, почти постоянно жили в этой части поселка. Там жило и живет много известных людей. Там все дышит историей. Это красивейшие места, колоритные и старые.
Поселок старше Москвы и место очень необычное.
Там много такого, что действительно может показаться старым, но именно это и делает его особенным и выделяет из других мест. И, кажется, в планах сделать все "богато", красиво и сверкающе.
Судя по слухам, это будет красочная дешёвка, не в смысле денег (думаю вы поняли о чем я).
В Гурзуфе есть активисты, которые пытаются донести до властей, что это исторические места. Многовековые. Эти улицы воспеты сотнями художников и поэтов. Картины с Гурзуфом висят в ведущих музеях страны.
Облагораживать нужно осторожно.
И это должны делать не чиновники и эффективные менеджеры, а люди со вкусом и понимающие что такое Гурзуф.
И тут я вижу другую проблему, которые местные сами часто не осознают.
Поселок 25 лет пребывания на/в Украине монотонно уродовали. Да, сделали набережную (точнее сделали перила и положили мрамор, набережная-то была построена еще при Советском союзе), но понатыкали на нее дешевых уродливых шалманов. Часть из них снесли в этом году, и теперь можно хоть увидеть море. Да, сделали части улиц. И сделали неплохо. Положили плитку на центральную улицу, и местами стало даже лучше.
Но в целом, процесс последних десятилетий шел неуклонно. Люди вырубали свои сады и застраивали их уродлевейшими пластиковыми сараями, в которых селили отдыхающих. Рвачество всегда потрясало.
Конечно, это не весь Гурзуф, но этот процесс весь шел мимо меня на потяжении всей моей жизни.
Наш сосед закатал в асфальт свой участок, и срубил кипарис - старый, большой и здоровый. Кипарис! Теперь у него "стильная" бетонка с зонтиком и гаражом, и в доме регулярно отдыхающие. Много местных застроили свои участки и огороды, вырубив деревья. В детстве по дороге до моря, я через каждые 10 метров рвала алычу и инжир.
Другой наш сосед, который смотрел за нашим участком, когда мама ему оставила денег, чтобы он привел сад в порядок, срубил столетний виноград!!! Этот виноград рос больше ста лет и стал деревом и покрывавал лозой получастка!!! Он срубил большие кусты алых и чайных роз, клумбу с нарциссами и ирисами. Все это залил асфальтом, и предложил маме построить домики с гаражом и сдавать все это добро. Я была маленькой, но никогда не забуду, как мы приехали только из Москвы, открыли калитку, и мать потом два дня не вставала и не говорила ни с кем. А сосед до сих пор не понял что не так. В его системе ценностей, он сделал лучше, а мы глупые и ничего не понимаем. Пропадает место же.
Денег выделяется на Крым много.
Но, к сожалению, чиновники часто обладают весьма паршивым вкусом, и остается только надеяться, что если будут улучшать, то сохранят все необычное, что есть. Сохранят многовековые части застроек. Я очень хочу, чтобы те слухи, которые бродят оказались лишь фантазиями. Хочу, чтобы за улучшение взялись люди, хоть как-то понимающие что такое Крым.
Часть местных против изменений. Но лучшения необходимы, но они должны быть с учетом особенностей места.
Оказия-то со вкусом уже случилась.
Директор детского лагеря Артек, который находится рядом с поселком, Алексей Коспржак уже отличился, закрыв весь Артек "великой китайской стеной", как ее назвали местные. Мысль ясна и идея хорошая.
Но теперь на протяжении километров вдоль лагеря, НИГДЕ не видно моря. Артек - закрытый лагерь и дети должны быть в безопасности. Но через дорогу живут люди, и почти все жители гуляли вдоль лагеря по дороге. Я сама бегала миллиарды раз до Медведь-горы вдоль этого забора. Там свешивались деревья и открывались через забор красивейшие виды на море почти со всех точек. Теперь ни веток, ни видов. Лишь эта здоровая толстенная стена. Зачем именно так? Нельзя было сделать такую стену, чтобы не уродовать вид?
Такая трехметроввая стена вдоль всего лагеря.
Украинских патриотов, которые сейчас потирают руки, расстрою. Убивать Гурзуф начали именно в 90ые. В 2000 продолжили уродливыми многоэтажными застройками по всем склонам. Потом многие застройки бросили, потому что денег не было. И стоят они уже много лет страшные, с зияющими дырами, иногда даже с ржавыми кранами, в горах и на берегу.
Я понимаю, что я никто и меня не услышат власти.
Но считаю главное, что бы те, кто будет "облагораживать" Гурзуф, не забывали его истории.
Это места Чехова, Коровина и Шаляпина.
Ну и конечно, Гурзуф для людей. А не люди для места.
Английский перевод поста читать здесь.
Journal information